Путевой лист: кому и зачем нужен

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — УАТ).

Путевой лист оформляется собственником (владельцем) транспортного средства на каждое транспортное средство, которое осуществляет движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Путевой лист оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронного путевого листа (ч. 1 ст. 6 УАТ, пп. 9, 10 Состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и порядок оформления или формирования путевого листа, утв. приказом Минтранса России от 28.09.2022 N 390, далее — Приказ N 390).

За управление транспортным средством без оформления путевого листа в случаях, когда его наличие предусмотрено законодательством, установлена административная ответственность (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Таким образом, путевой лист составляется лицами, которые являются собственниками транспортных средств или владеют ими на ином основании, в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях с использованием таких транспортных средств.

Из п. 4 Приказа N 390, с учетом пп. 13, 37 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 УАТ следует, что обязанность составлять путевые листы распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — ИП), использующих транспортные средства для перевозки пассажиров и багажа, грузов, а также на физических лиц, которые не имеют статуса ИП, но которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять перевозки пассажиров и багажа легковым такси (см. также п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2022 N 580-ФЗ).

В случае, если транспортное средство предоставлено во временное владение и пользование за плату по договору аренды транспортного средства с экипажем, путевой лист оформляется арендодателем (ч. 1 ст. 6 УАТ, п. 10 Приказа N 390). Следовательно, если арендатор получает транспортное средство в аренду без экипажа, путевой лист должен оформить он сам.

Законом установлено, что для обеспечения безопасности пассажиров юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа, обязаны:

проводить контроль технического состояния перед выездом на линию;

обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра.

Законодательство устанавливает обязанность для владельцев, использующих автотранспорт для перевозки грузов или пассажиров, ежедневно обеспечивать предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (далее — предрейсовый технический осмотр) транспортных средств с проставлением отметки в путевом листе.

Ответственность за отсутствие предрейсового техосмотра может быть достаточно серьезной: от штрафа до отказа в выплате страхового возмещения, если ТС попало в ДТП

Более подробно порядок проведения предрейсового контроля за техническим состоянием транспортных средств регулируется ведомственными инструкциями и приказами Министерства транспорта.

Что будет при отсутствии отметки о предрейсовом осмотре?

Ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП предусматривает ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа без проведения предрейсового контроля за техническим состоянием ТС в размере (штраф налагается на должностное лицо, ответственное за проведение предрейсового контроля)

  • 3 000 рублей – для физического лица;
  • 5 000 рублей – для должностного лица (обычно штрафные санкции налагаются на руководителя или ответственное за выпуск на линию лицо);
  • 30 000 рублей – для юридического лица.

ИП несут ответственность так же, как юридические лица. Чаще всего штраф налагается на юридическое лицо и одновременно – на должностное лицо, ответственное за проведение предрейсового контроля.

Подведем итоги

Отказ в выплате страхового возмещения по причине отсутствия в путевом листе отметки о проведенном техническом осмотре – одно из самых серьезных последствий использования ТС без проведения контроля за его техническим состоянием. Поэтому даже при небольшом масштабе бизнеса следует уделить достаточное внимание организации предрейсового контроля выпускаемых на линию ТС:

  • в штате должен быть механик, прошедший аттестацию для проведения технического осмотра перед каждым рейсом;
  • путевой лист должен быть оформлен надлежащим образом, в нем каждый день проставляются отметки о техосмотре и медицинском осмотре водителя.

Также следует помнить, что при отсутствии путевого листа при ДТП или оформлении этого документа с ошибками страховая компания, скорее всего, откажет в возмещении, и это решение придется оспаривать в судебном порядке.

Перечень нормативных актов

  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
    Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
    Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г.)
    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ
    Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2019 г. N 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
    Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности»
    Постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 г. N 652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами»
    Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 18 апреля 2006 г. N 10 «Об усилении санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда водителей автотранспортных средств
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. N 266н «Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. N 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
  • Приказ Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2023 г. N ЕД-7-26/116@ «Об утверждении формата электронного путевого листа»
  • Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2005 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)